Телефон доверия себе

назад

Типы привязанностей во взрослом возрасте

Типы привязанностей во взрослом возрасте

Ваш партнёр чрезмерно навязчив? Или же он избегает близости? А, может, он непоследователен и непредсказуем? Или, наоборот, надёжен и нежен? Определите, какой тип привязанности сформировался у вашего партнёра в детстве, и станьте его другом и опорой.

Авторами теории привязанности стали Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Согласно тому, какому типу привязанности соответствует человек, строится и его взаимодействие с окружающим миром, людьми, семьёй. А закладывается этот тип в раннем детстве на базе отношений родителей и детей. По мнению учёных, тип привязанности – параметр, который почти не поддается изменению. Если ребёнок провел первые годы своей жизни в определенных обстоятельствах, способствующих формированию того или иного типа привязанности, то конкретный тип закрепляется за ним на всю жизнь.

Сценарий эксперимента

Мать и ребёнка помещают в изолированную игровую комнату. Далее происходит краткосрочная разлука матери и её ребёнка; и вновь их воссоединение. Одновременно с этим в комнате присутствует посторонний незначимый взрослый. При этом учёные наблюдали за реакцией детей по возвращении матери в комнату.

Согласно этим наблюдениям, учёные сделали вывод о существовании 4 основных типах привязанности, один из которых наиболее адаптивный, а три других – ненадёжные.

Надёжный тип привязанности

В эксперименте после ухода матери ребёнок огорчается, но быстро успокаивается при её появлении и продолжает свою игру. При этом он может взаимодействовать с посторонними, а во время игры смотрит на маму и улыбается. Становится понятно, что такого ребёнка в семье принимают, о нём заботятся, помогают понять свои чувства, не навязывают свою позицию и не давят гиперопекой.

Как правило, во взрослом возрасте такие люди положительно описывают свои отношения, в них есть поддержка, забота, комфорт. У них нет переживаний, что партнёр может их отвергнуть. Их чувства устойчивы, они не отталкивают от себя близких и не становятся зависимыми от них. Они доверяют людям, чувствуют себя достойными любви, уважают партнёра и готовы искать компромисс. При разрывах справляются с этим опытом. Психика их спокойна и стабильна в близости и при расставании. Устойчивая самооценка, высокая удовлетворённость отношениями в целом. Эти люди стремятся к открытости.

Амбивалентный тип привязанности

В эксперименте наблюдается сильное огорчение ребёнка после ухода матери, плаче, истерике, которые не прекращаются и после её возвращения. Нередко проявляется агрессия к матери и отказ от общения с посторонними взрослыми. Ребёнок ничего не исследует, он напряжён и насторожен даже в присутствии родителя.

При таком типе привязанности ребёнок получает много двойных, противоречивых посланий. Это следствие непоследовательного поведения взрослого, который тревожится по поводу любой инициативы своего ребёнка или его здоровья. Такой тип привязанности формируется, когда родители непредсказуемы – они то разрешают, то запрещают, то они рядом, то их нет. Таким образом, ребёнок одновременно и добивается контакта, и сопротивляется ему. То навязчиво обнимает, то сердито отталкивает родителя и сам страдает от этого.

Во взрослом возрасте люди с таким типом привязанности имеют низкую самооценку. Для них близость – сфера сильного эмоционального напряжения и интенсивных переживаний. Они отчаянно нуждаются в близости и эмоционально зависимы от партнёра. Им постоянно нужны принятие, одобрение и отзывчивость. Более того, они требуют этого и начинают обвинять партнёра, если этого не дополучают. Они тревожны, слабо управляют эмоциями, болезненно реагируют на изменения, боятся остаться в одиночестве и постоянно требуют подтверждения любви. В близких отношениях очень импульсивны. Сильная зависимость: «а что подумает партнёр, как посмотрит, а что скажет, а любит ли?». Злость и жалость часто переплетаются. Они ждут подвоха, агрессивны и осторожны, подозрительны: «только думает, как меня бросить, я не справлюсь и поэтому не буду стараться». Если партнёр делает что-то без предупреждения, у таких людей возникает страх брошенности.

Тревожно-избегающий тип привязанности

В эксперименте проявляется безразличием ребёнка к уходу матери, отсутствием страха перед посторонними взрослыми, а также низким уровнем импатии и инициативы. Эйнсворт предположила, что такая невозмутимость – это лишь маскировка горя. Такая реакция возможна, когда потребности ребёнка не учитывались, и он пришёл к убеждению, что удовлетворение его нужд не имеет значения для значимого взрослого. Ребёнок чувствует, что ему комфортнее держаться подальше, близость с мамой его травмирует и от близости он получает отвержение, мама не признаёт важность его переживаний.

Во взрослом возрасте близкие отношения для такого человека не значимы, это то, что ничего не даёт. Он держит партнёра на расстоянии и, как правило, скрывает свои чувства. Такие люди не вовлекаются и производят впечатление безэмоциональных людей. Психика не справляется с пребыванием в близости. Защитная стратегия – проще уйти, чем быть в отношениях. Сложно для партнёров и им непросто. Однако, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким.

Дезорганизованный тип привязанности

В эксперименте ребёнок неоднозначно ведёт себя, часто проявляет страх, могут начать бежать или прятаться, когда увидят значимого взрослого. Нередко такие дети проявляют то избегающую, то амбивалентную стратегию при воссоединении с матерью. Для ребёнка любовь и близость начинают ассоциироваться с негативными переживаниями. Это свидетельство того, что система привязанности была нарушена страхом или гневом. Такое поведению демонстрируют дети, подвергающиеся насилию. Такие дети отказываются от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Их поведение противоречиво и изменчиво.

Во взрослом возрасте добиваются партнёра навязчиво и одержимо, а добившись – могут всё бросить и порвать. Такие люди имеют неустойчивую оценку себя и других: «Я не могу доверять себе и другим. Я не достоин доверия». У них сохраняется стремление к близости, но им очень сложно проявить свои чувства. С одной стороны: «я не достоин, с другой стороны – я не доверяю другому человеку. Может мной хотят воспользоваться…» Часто у таких людей сбивчивая непоследовательная речь с паузами, интонации меняются.


Тип привязанности можно считать характерной чертой взаимоотношений того или иного человека. При этом надо понимать, что ребёнок может иметь разный тип привязанности к каждому из родителей и даже к любому другому значимому взрослому, например, к бабушке. Однако, после 5 лет начинает доминировать только один устойчивый паттерн привязанности в отношениях. Он оказывает влияние на дальнейшие близкие отношения человека в будущем. Ненадёжные стили привязанности НЕГАТИВНО влияют на жизнь человека, их необходимо корректировать с психотерапевтом.

Предыдущая новость Следующая новость
вверх

Загрузка плеера
7821 (за 24 часа) 355318 (за 30 дней) За последние сутки: 7821

Кондиционеры
Продажа отопительного и климатического оборудования с установкой. Добавить свой сайт
Семейный ресторан-бар
Пицца, роллы, суши, воки и вкуснейшие шашлыки-гриль с бесплатной доставкой. Добавить свой сайт


Онлайн издание MOS.NEWS - актуальные новости Москвы. Здесь можно получить достоверную и объективную информацию о том, что ежедневно происходит в столице. Наш ресурс для тех, кому интересно все, что касается любимого города. Основной принцип ресурса – правдивое и оперативное освещение событий, соблюдение стандартов качественной журналистики и приоритет интересов москвичей. Наши читатели могут выразить свою точку зрения в комментариях к новостям, обсудить знаковые события в авторских колонках, спланировать отдых с афишей Москвы, принять участие в формировании новостного контента, наконец, узнавать новое и развиваться.

Наши партнёры

http://krasarossii.ru/