05.02.2024 02:24 3720
Зачем люди ведут половую жизнь?
На этот вопрос, думается, ответ простой: размножиться. Тогда как вы объясните тягу к половому общению у людей, кто уже продолжил род или вовсе не собирается этого делать? Рассказываю, в чем уникальность такой потребности и чему она служит.
Вы, наверняка, полагаете, что эти потребности передались нам эволюционно в наследство от животных? Но уже известно, что такой потребности нет ни у одного вида животных. У большинства видов репродуктивная система и самцов и самок активизируется раз в год на короткий брачный период. По иной стратегии цикличны только самки, а самцы сохраняют способность спариваться постоянно. В том, что мужчина всегда готов и способен к половым контактам нет ничего особенного – это просто привет из прошлого от предков-приматов. А вот у женщин с момента полового созревания эта потребность является уникальной человеческой особенностью, такой как речь, например. Это наше человеческое новоприобретение, как постоянное прямохождение. Более того, по сей день остаётся биологической загадкой непрерывная способность женщины к половым контактам.
В своей работе «Происхождение человека» Чарльз Дарвин утверждает, что человек в процессе эволюции прошел через период усиленного полового отбора. Но ради чего? Что могло привести к постоянству сексуальной активности женщин? Ученые ответили на этот вопрос совсем недавно.
Генетик Давиденков выдвинул гипотезу: биологическая эволюция от обезьяны к человеку была стремительной на последнем этапе. Если бы человек и дальше эволюционировал как обычный биологический вид, все решения были бы найдены и отшлифованы, а всё лишнее убрано. Однако в самый разгар эволюции человек вдруг вышел из-под влияния естественного отбора незавершённым, как бы недоделанным. И таким остался навсегда. А произошло это ввиду передачи внегенетических знаний. Выживать стал не тот, кто лучше устроен, а тот, кто лучше пользуется приобретённым с каждым поколением знанием как строить, как добывать пищу, как защищаться от болезней. Как жить.
Но чтобы человеческий род продолжался, мать должна вырастить до периода самостоятельности как минимум двух детей. А, как известно, человек созревает в половом отношении лишь к 12-14 годам – это значительно позже, чем детёныш человекообразной обезьяны. А до этого времени дети нуждаются в защите, опеке и обучении. Но древние люди жили недолго, всего 25 лет; у матери и отца был очень большой шанс погибнуть. Очевидно, что парная семья в таких условиях совершенно непригодна. Отягощённые детьми матери могли добывать пищу только собирательством в основном растительной пищи. Однако мозг человека во время развития нуждается в белках животного происхождения. В ином случае наступает алиментарный маразм – ребёнок становится тупым, не способным учиться. А животную пищу могут добывать только мужчины.
При этом привлекательность самки может, и могла бы укреплять моногамные отношения, но это не решало главной проблемы – недостаточной продолжительности жизни родителей. Эту проблему мог решить только переход к групповому браку. В такой системе детёныш не остаётся без отца, поскольку все самцы в группе относятся к нему как к своему собственному. Получается, чем самка сексуально активнее, тем больше пищи она имеет для себя и своих детенышей.
Скорее всего, праженщина в групповом браке стремилась к компромиссу – иметь одну прочную связь и несколько вспомогательных; вероятно, ввиду ревнивости и соперничества мужчин ей было удобнее скрывать эти некоторые связи.
Так что многие странности сексуально-брачного поведения человека вполне расшифровываемы этологами и этнографами. Но если многое уже можно понять и объяснить, совершенно ничего нельзя отменить или исправить – эти инстинкты глубоко сидят в нас и влияют на наше поведение и сознание.